NEдоросль: нео-фонвизин для подростков
Вести диалог с подростками в театре бывает очень сложно, потому что на классические произведения, которые изучают в школе, идти не хочется. «Что я там не видел? Прочитал еле-еле, ещё и сочинение на оценку написал. Хватит с меня».
Но у театра всегда есть возможность и инструменты перевернуть привычную картину мира, чтобы найти подход к молодёжи. Это и сделал режиссёр Пётр Норец, поставив в Казанском ТЮЗе хип-хоп комикс «NЕДОРОСЛЬ».
Деревянные декорации в виде шестеренок, тренажёр из 18 века, тумба с встроенным телевизором, знакомая старшему поколению, и электрический стул. В центре – диджейская установка, моментально притягивающая внимание юных зрителей. Островок современности в 18 веке.
Под модный бит на сцену выходит Митрофан и читает реп, представляя нам всех действующих лиц комедии Фонвизина. Яркие костюмы привлекают. Музыка вибрацией проходится по залу и раскачивает слегка застывшую публику. Неожиданно. Непривычно. Интересно. Все начинается…
…с романтической истории Митрофана и Софьи. Митрофан выходит из вселенной Фонвизина в 21 век, становясь простым подростком, каких в зале – сотни. Он стоит между детством и юностью, словно между двумя вагонами стремящегося в будущее поезда. Такой, какой есть: иногда наивный, стеснительный, серьёзный, ранимый, но всегда очень осознанный (в противовес Мирофанушке Фонвизина). Он другой. Настоящий, близкий нам.
В общем-то от комедии Фонвизина остаётся костяк: конфликт и траектория развития действия.
Простакова (Радуга (Гульнара) Мухтарова) души в сыночке не чает. «Моя любовь, моя отрада, мое утешение», – твердит она, смотря на сына. Это тот тип родителей, которые заигрались в идеализацию и выстроили стену перед глазами, за которой, увы, ребёнка не видно. Помещица строга, дерзка и непримирима со всеми в доме. Мастерские интонации артистки напоминают волны, достигающие берега с ревом. Образ «домашней Малефисенты» органично дополняют жесты: пригрозить пальцем, вмиг сократить расстояние между собеседником и зловеще шепнуть, «отдавая очередной приказ».
На ее фоне Простаков (Евгений Быльнов) кажется безвольным лакеем, исполняющим любую прихоть своенравной жены. Он привлекает нас истинным беззлобием. Несмотря на то, что Простаков остаётся на втором плане бушующих страстей, мы чувствуем его невербальное сочувствие и сыну, и Софье. Признаться, когда я встречаю подобных персонажей, все жду в конце их «минуту славы» и всегда думаю, что автор наделяет таких героев большим потенциалом, в чем-то даже революционным…
Но в казанской Neдоросли революционную идею отдали Митрофану, и это оказалось оправдано. Почему? Мы поймём позже.
А на очереди Скотинин (Ильфат Садыков) – Шварцнеггер 18 века,
больше напоминающий быка, хотя должен ассоциироваться со свинками, от которых он в восторге. Дерзкий, как и Простакова (это семейное), напористый и чем-то сильно напоминающий представителя гоп-культуры. В общем, образ привлекательный, но проходящий где-то рядом. Вероятно, ставка сделана на форму, а содержание подчёркнуто пустует.
Стародум в исполнении Михаила Меркушина – богатый дальний родственник в выдержанном стиле «чёрный бумер». Он – единственный осознанный взрослый в этой истории, он – тот, на кого можно опереться подросткам. Стародум мягко передаёт ответственность за выбор молодого человека Софье и незаметно уходит со сцены, перед этим зачитав реп и обескуражив учителей литературы. Ценность персонажа Михаила Меркушина заключается в устойчивости личности, в спокойствии, пока на фоне истерит Простакова, «быкует» (от слова бык) Скотинин и подростки в растерянности переминаются с ноги на ногу.
Кстати, к подросткам я отношу не только Митрофана, Софью и Тришку, но и Милона (Руслан Зубайраев). Уж очень много в этом военном выпуклой инфантильности, особенно, когда дело касается романтических чувств. За ним цербером стоит Правдин (Павел Густов). Из-за скрытой части лица он чем-то напоминает чумного доктора, хотя сначала кажется очень положительным персонажем. Но правда (Правдин же) его с двойным дном, вот такая: «правда», в кавычках. И заслуга Павла Густова в способности за час развить персонажа, перевернув его образ на 180 градусов.
Еремеевна (Галина Юрченко) - слегка crazy (очень напоминает бабулю из игры angry gran run), но в истинно русской бесстрашной манере. Яркий характер вносит колорит и украшает действие, чем держит внимание юных зрителей.
Вместе с Еремеевной орудуют «удочками» учúтеля: Цыфиркин (Виталий Дмитриев), Кутейкин ( Нияз Зигнатуллин) и Адам Адамович Вральман (Алексей Зильбер), ловя на крючок внимание подростков. В какой-то момент действие в спектакле завершается и начинается стендап. Да, прямо стендап. Все это напоминает перемену – возможность отдохнуть от центральной истории. Ребята из зала выкрикивают строчки знакомых песен, все это дополняется современной музыкой (не забываем, что у нас на сцене – диджейская установка с Тришкой (Ярослав Кац) за пультом) и шутками в стиле «какую песню нельзя петь на кладбище?»
И мы наблюдаем эффект: передо мной юноша лет 14, бесконечно играющий в телефон во время спектакля, так оживился на вопросе про кладбище, что выкрикнул ответ первым и получил порцию уважения от своих одноклассников. В общем, в аудиторию режиссёр попал, а артисты чудесно взаимодействуют с публикой и держат ситуацию под контролем (было опасение, что возможность выкрикивать ответы и веселиться превратит спектакль в хаос, но нет).
Выразительный образ Адама Адамовича, его появление всегда в дыму и нарочито нерусский акцент не оставляют равнодушными зрителей. Но еще больше внимания привлекает неожиданное «запрыгивание в телевизор» – элемент, скажем, магии (не зря же дымка на сцене сохраняется). Не могу отделаться от мысли о сходстве Адама Адамовича с Джинном, который появляется из лампы, только Адам – из телевизора. Интерактивные вставки с видеопроекциями – ещё одна фишка спектакля.
Тем не менее, действие продолжается, а значит пришло время для главных смыслов. Теперь акцент на романтических чувствах Софьи и Митрофана.
Митрофан (Валерий Антонов) учится понимать свои чувства. И это подкупает. Признаться Софье в симпатии, быть смелым, отстоять своё и создать happy end, несмотря на первоначальные планы Софьи с Мироном. Для подростка – смело и важно!
Митрофан на сцене проходит, если не этап сепарации от матери, то, как минимум, касается взрослости, понимая, что он многое может сам. Да, он кричит «ненавижу все, что вижу…», но и это нужно. В этот момент в нем не остаётся ничего от Митрофанушки Фонвизина. На сцене рождается живой чувствующий человек, принимающий свою внутреннюю силу. Юный Мужчина.
Софья (Мария Мухортова) – прямо-таки современная Джульетта, сидит, словно птичка к клетке и все поёт «сердце трепещет от горести, сердце трепещет от счастья…». Она тоже проходит свой путь, выбирая Митрофана, а не Мирона. Тем самым, девушка берет ответственность за своё решение, поступает не «как надо», не «удобно», а согласно чувствам. Софья находит свою внутреннюю силу.
В итоге, история получается про молодость, про первые душевные выборы, про становление.
«Я выбираю чувства, а не благонравие», – заключает Митрофан.
Удивительная вещь: театр – по-прежнему пространство, где осталась свобода менять классические произведения , собирая пьесы заново, как Кубик Рубика. М.Конторович обработала комедию Д.Фонвизина и наполнила ее современными смыслами, сместив акценты. И хорошо, что это работает, хорошо, что подростки, выходя из зала, задумываются о своей внутренней чувственной птичке в клетке, а, может, даже выпускают ее.
Спасибо и браво за идею!🌱